Что растворяет вода

Что растворяет вода

Самым распространенным растворителем на нашей планете является вода. Тело среднего человека массой 70 кг содержит примерно 40 кг воды. При этом около 25 кг воды приходится на жидкость внутри клеток, а 15 кг составляет внеклеточная жидкость, в которую входят плазма крови, межклеточная жидкость, спинномозговая жидкость, внутриглазная жидкость и жидкое содержимое желудочно-кишечного тракта. У животных и растительных организмов вода составляет обычно более 50%, а в ряде случаев содержание воды достигает 90—95%.

Вследствие своих аномальных свойств вода уникальный растворитель, прекрасно приспособленный для жизнедеятельности.

Прежде всего вода хорошо растворяет ионные и многие полярные соединения. Такое свойство воды связано в значительной мере с ее высокой диэлектрической проницаемостью (78,5).

Другой многочисленный класс веществ, хорошо растворимых в воде, включает такие полярные органические соединения, как сахара, альдегиды, кетоны, спирты. Их растворимость в воде объясняется склонностью молекул воды к образованию полярных связей с полярными функциональными группами этих веществ, например с гидроксильными группами спиртов и сахаров или с атомом кислорода карбонильной группы альдегидов и кетонов. Ниже приведены примеры водородных связей, важных для растворимости веществ в биологических системах. Вследствие высокой полярности вода вызывает гидролиз веществ.

Так как вода составляет основную часть внутренней среды организма, то она обеспечивает процессы всасывания, передвижения питательных веществ и продуктов обмена в организме.

Необходимо отметить, что вода является конечным продуктом биологического окисления веществ, в частности глюкозы. Образование воды в результате этих процессов сопровождается выделением большого количества энергии приблизительно 29 кДж/моль.

Важны и другие аномальные свойства воды: высокое поверхностное натяжение, низкая вязкость, высокие температуры плавления и кипения и более высокая плотность в жидком состоянии, чем в твердом.

Для воды характерно наличие ассоциатов групп молекул, соединенных водородными связями.

В зависимости от сродства к воде функциональные группы растворяемых частиц подразделяются на гидрофильные (притягивающие воду), легко сольватируемые водой, гидрофобные (отталкивающие воду) и дифильные.

К гидрофильным группам относятся полярные функциональные группы: гидроксильная —ОН, амино —NH2 , тиольная —SH, карбоксильная —СООН.

К гидрофобным — неполярные группы, например углеводородные радикалы: СНз—(СН2)п —, С6Н5 —.

К дифильным относят вещества (аминокислоты, белки), молекулы которых содержат как гидрофильные группы (—ОН, —NH2 , —SH, —СООН), так и гидрофобные группы: (СН3, (СН2)п ,С6Н5—).

При растворении дифильных веществ происходит изменение структуры воды как результат взаимодействия с гидрофобными группами. Степень упорядочения молекул воды, близко расположенных к гидрофобным группам, увеличивается, и контакт молекул воды с гидрофобными группами сводится к минимуму. Гидрофобные группы, ассоциируясь, выталкивают молекулы воды из области своего расположения.

Процесс растворения

Природа процесса растворения сложна. Естественно, возникает вопрос, почему некоторые вещества легко растворяются в одних растворителях и плохо растворимы или практически нерастворимы в других.

Образование растворов всегда связано с теми или иными физическими процессами. Одним из таких процессов является диффузия растворенного вещества и растворителя. Благодаря диффузии частицы (молекулы, ионы) удаляются с поверхности растворяющегося вещества и равномерно распределяются по всему объему растворителя. Именно поэтому в отсутствие перемешивания скорость растворения зависит от скорости диффузии. Однако нельзя лишь физическими процессами объяснить неодинаковую растворимость веществ в различных растворителях.

Великий русский химик Д. И. Менделеев (1834—1907) считал, что важную роль при растворении играют химические процессы. Он доказал существование гидратов серной кислоты H24*H2O, H24*2H2O, H24*4H2О и некоторых других веществ, например, С2Н5ОН*3Н2О. В этих случаях растворение сопровождается образованием химических связей частиц растворяемого вещества и растворителя. Этот процесс называется сольватацией, в частном случае, когда растворителем является вода, гидратацией.

Как установлено, в зависимости от природы растворенного вещества сольваты (гидраты) могут образовываться в результате физических взаимодействий: иондипольного взаимодействия (например, при растворении веществ с ионной структурой (NaCI и др.); дипольдипольного взаимодействия при растворении веществ с молекулярной структурой (органические вещества)).

Химические взаимодействия осуществляются за счет донорноакцепторных связей. Здесь ионы растворенного вещества являются акцепторами электронов, а растворители (Н2О, NН3) донорами электронов (например, образование аквакомплексов), а также в результате образования водородных связей (например, растворение спирта в воде).

Доказательствами химического взаимодействия растворенного вещества с растворителем являются тепловые эффекты и изменение окраски, сопровождающие растворение.

Например, при растворении гидроксида калия в воде выделяется теплота:

А при растворении хлорида натрия теплота поглощается:

Теплота, выделяемая или поглощаемая при растворении 1 моля вещества, называется теплотой растворения Qраств

В соответствии с первым началом термодинамики

где ΔНраств изменение энтальпии при растворении данного количества вещества.

Растворение в воде безводного сульфата меди белого цвета приводит к появлению интенсивной голубой окраски. Образование сольватов, изменение окраски, тепловые эффекты, как и ряд других факторов, свидетельствуют об изменении химической природы компонентов раствора при его образовании.

Таким образом, в соответствии с современными представлениями, растворение физико-химический процесс, в котором играют роль как физические, так и химические виды взаимодействия.

Маргарита Халисова
Конспект занятия «Вода — растворитель. Очищение воды»

Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.

Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.

2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.

Читайте также:  Завод кормов для животных в московской области

6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.

Социально – коммуникативное развитие

обогащение: фильтр, фильтрование

Предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека; проводили наблюдения за водой в детском саду, дома; опыты с водой; рассматривали иллюстрации на тему «Вода»; знакомились с правилами безопасности во время исследования и экспериментирования; загадывание загадок о воде; чтение художественной литературы, экологические сказки; игры о воде.

Демонстрационно-наглядный материал: кукла в синем костюме «Капелька».

Раздаточный материал: стаканы пустые, с водой; растворители: сахар, соль, мука, песок, пищевой краситель, растительное масло; пластмассовые ложечки, воронки, марлевые салфетки, ватные диски, фартуки клеёнчатые, кружки с чаем, лимон, варенье, одноразовые тарелки, клеёнка на столы.

Ход НОД

Воспитатель: — Ребята, прежде чем начать с вами беседу, я хочу загадать вам загадку:

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять. (вода)

— Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.

-Давайте вспомним какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях. Перечислите.

1. У воды нет запаха.

3. Она прозрачная.

5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Воспитатель: — Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования:

Вправо, влево повернись,

В лаборатории окажись.

(дети подходят к мини-лаборатории).

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?

Дети: — «Капелька», внучка деда Зная и красивая коробка.

Хотите узнать что лежит в этой коробке? Отгадайте загадки:

1. Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль)

2. Я бел как снег,

Там и пропал. (сахар)

3. Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны (мука)

4. Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит (масло)

Пищевой краситель – применяется в кулинарии для украшения тортов, покраски яиц.

Песок – для строительства, играть с ним в песочнице.

Дети рассматривают пробирки с веществами.

Воспитатель: — Все эти вещества принесла «Капелька» для того, чтобы мы помогли ей разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними.

Воспитатель: — Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?

(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).

Воспитатель: — Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с этими веществами:

1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.

2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Воспитатель: — Данил покажет, как правильно это делать (направляя запах от стакана ладошкой).

I. Исследовательская работа:

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?

Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.

Воспитатель: — Давайте проверим.

Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.

Воспитатель: — Посмотрите и определите, какая там вода?

Дети: — Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.

Воспитатель: — Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.

Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.

Воспитатель: — Что произошло с сахаром, солью?

Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.

Мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.

Но после того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.

Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.

Порошок пищевого растворителя быстро изменил цвет воды, значит, растворяется хорошо.

Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.

Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.

Воспитатель: — Ребята, мы с вами поработали и «Капелька» предлагает нам отдохнуть.

(Дети садятся за другой стол и проводится игра.

Игра: «Угадай напиток на вкус (чай)».

Чаепитие с разными вкусами: сахаром, вареньем, лимоном.

II Экспериментальная работа.

Подходим к 1 столу.

Воспитатель: — Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?

Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.

Воспитатель: — Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).

Делаем фильтры с детьми.

Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.

Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».

Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.

Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Так же произошло с песком. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль.

Читайте также:  Шампунь доктор без дегтя для собак

Вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.

После фильтрования красителя цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался цветным.

1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль, краситель, мука.

2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, масло.

3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.

4. С помощью чего? – фильтра.

5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример).

6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?

Воспитатель: — Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.

«Капелька» благодарит вас за оказанную помощь и дарит вам альбом для зарисовки опытов. На этом наши исследования закончены, возвращаемся из лаборатории в группу:

Вправо, влево повернись.

В группе снова очутись.

1. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-Пресс 2010.

3. Познавательно исследовательская деятельность старших дошкольников — Ребёнок в детском саду №3,4,5 2003год.

4. Исследовательская деятельность дошкольника — Д/в №7 2001год.

5. Экспериментирование с водой и воздухом – Д/В №6 2008год.

6. Экспериментальная деятельность в детском саду – Воспитатель ДОУ №9 2009год.

7. Игры – экспериментирования младшего дошкольника – Дошкольная педагогика №5 2010год.

Конспект НОД «Без воды нет жизни на Земле. Запасы воды моего края» Цель: Обогащение представлений детей о воде. Дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода.

«Вода, водица — милая сестрица». Экологическая неделя, посвященная Всемирному Дню воды. «Вода, водица – милая сестрица». Экологическая неделя, посвященная Всемирному дню воды. Цель: развивать кругозор детей, интерес.

Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Конспект НОД по экспериментированию «Вода-растворитель. Очищение воды» ЦЕЛЬ: прививать интерес к исследовательской деятельности. ЗАДАЧИ: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная,.

Конспект НОД в ходе режимных моментов «Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Золотой петушок» г. Пролетарска Пролетарского.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода вокруг нас. Свойства воды» Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить.

Открытое занятие по ФКЦМ «Вода, свойства воды. Круговорот воды в природе» Конспект открытого занятия по ФКЦМ с детьми подготовительной группы на тему : «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе ". Образовательная.

НОД в старшей группе «Свойства воды. Вода-растворитель. Очищение воды» Старшая группа. Свойства воды. Вода – растворитель. Очищение. Цель: •Формирование познавательной активности через создание проблемных ситуаций.

Конспект экспериментального занятия «Вода, вода, кругом вода» Цель: закрепить знание детей о значимости воды в жизни человека и природы. Задачи: — развивать наблюдательность, любознательность; — воспитывать.

Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе". Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений.

Вода представляет собой жидкость, у которой не имеется запаха, цвета и ярко выраженного вкуса. Если вода очищенная, то она соответственно прозрачная. Через воду можно смотреть, например, налив ее в прозрачный можно разглядеть практически все через неё. Благодаря своему свойству текучести, вода может проникать даже в самые труднодоступные и проходимые места.

Находясь в состоянии жидкости, вода является составляющей рек, морей и океанов. Благодаря воде, растения не засыхают, так как она питает землю. Кроме этого вода является оставляющей растений и млекопитающих.

Уникальность воды в том, что она умеет растворять абсолютно все. Конечно, есть исключения, с которыми вода не может справиться, но это редкость и их очень мало. Как же происходит растворение?

Вещество или предмет, после того как оно растворилось, уже является с водой одним целым, все это называется раствором. Например, кофе, так как в него кинули сахар, и он растворился, соответственно кофе в данной ситуации – раствор. Вода умеет достаточно хорошо растворять вещества, но только не пластик, камень и другие. Например, пластиковая бутылка никогда не раствориться, ровно так же и камень, будет продолжать лежать на дне сосуда в первичном состоянии.

Под микроскопом можно увидеть то, что человеческий глаз не в состоянии увидеть, например, молекулы воды. Уникальность молекул воды в том, что они электронейтральные, то есть они совместимы с большим спектром веществ. Это и дает возможность растворять многие вещества. Когда молекулы воды встречаются с молекулами других веществ, происходит их притяжение. Выходит, что вещество полностью растворяется в воде. Но, когда такого притяжения не происходит, то соответственно никакого растворения нет.

Вода не может быть на 100 % чистой, такого просто в природе нет. Абсолютно все жидкости, которые можно встретить в природе – растворы. Даже вода, бегущая в дома из крана, также растворитель так как в ней содержится железо. Кстати не только лишь твердые вещества способны растворяться в воде, а также жидкости и вещества в газообразном состоянии. Следует запомнить, что в любой воде всегда есть некая примесь.

Читайте также:  Условия содержания кокер спаниеля

На планете можно увидеть много разных веществ и предметов, которые могут находится в разном состоянии, то есть в жидком, газообразном или в твердом. Есть те, что вода без труда растворит, а есть такие вещества, которые не поддаются растворению. Поэтому ученые разделили вещества на определенные типы исходя из их растворимости.

Вещества водоотталкивающие, не могут вообще быть растворенными или данный процесс проходит настолько слабо, что его и не заметить. Вещества, которые притягивают воду, напротив очень хорошо могут растворятся в воде, например, соль, сахар, щёлочь.

После того, как произошло растворение, вода перенимает у другого вещества цвет, запах, может поменяться в консистенции.

Доклад №2

Вода — это неотъемлемая и незаменимая часть всего живого. Характерный цвет прозрачный, не имеющий вкуса и запаха. В жидком состоянии проникает во все щели и изъяны.

Главным свойством воды является, то что она может растворить почти все вокруг, но есть предметы которые не видоизменяются при соединение с ней.

Приведем пример:

Если растворитель попадет на газету или журнал, он раскиснет, но не соединится с ней.

Что называют раствором?

Раствором называется соединенное вещество с водой в одно целое.

Приведем несколько примеров:

Данные примеры называются водным раствором. Потому что вещество, которое при соединение с жидкостью в ней растворяется.

Вода состоит из мельчайших частиц молекул. Которые, невозможно рассмотреть обычным взглядом, а только можно увидеть под микроскопом.

Молекулы электронейтральны, то есть взаимосвязаны не только между собой, но и с другими веществами могут соединятся, образуя раствор. Но при этом должен быть положительный заряд.

В природе нет абсолютно чистой воды. Даже в повседневной жизни вся встречающаяся на пути жидкости являются растворами.

  1. В море вода смешена с солью,
  2. В пруду и озерах, также имеется примесь,
  3. Даже вода из под крана является раствором, в состав которого входят примеси железа, хлора и т.д.

Вода может растворять не только твердые, но и газообразные, а также жидкие вещества.

Она при соединение с пищей, забирает питательные вещества, питая клетки живого организма. А также способна очищать организм от токсинов и шлаков.

На всей земле мало таких веществ, которые не соединялись бы с водой. Так как даже металл, со временем в ней расщепляется частично.

Приведем пример полезного соединения воды.

Если соединить воду с серебром. Полученный раствор способен убивать вредные микробы негативно влияющие на организм человека. Вода становится очищенной без тяжелых примесей, пригодной для употребления.

Заключение.

Вода может быть как полезной, так и вредной для организма. Зависит только от того, какая примесь в ней присутствует. Вода абсолютно вся встречающаяся в повседневной жизни, является соединением. Если бы не было воды на Земле, то не была бы планета живая. Так как без воды не могут существовать не только люди, животные и даже растения.

Вода – самое ценное, что есть на планете.

Вода растворитель доклад

Практически вся биологическая обработка и многие промышленные процессы происходят в водной среде.

Когда вещества растворяются в воде, частицы свободно перемещаются, поэтому взаимодействия между реагентами очень эффективны. Раствор представляет собой равномерно распределенную смесь атомов, молекул или ионов. Наша атмосфера — это раствор газов. Поваренная соль и вода — раствор соли в воде. Когда твердое вещество, жидкость или газ растворяется в воде, образуется водный раствор. Растворенное твердое вещество / жидкость
называется «растворенное вещество» и вода является растворителем.

Расторителя имеют следующие важные характеристики:

  • Они однородны; растворенное вещество и растворитель нельзя отличить друг от друга
  • Растворенные частицы, слишком малы, чтобы их увидеть
  • Пропорция ион растворенного растворяемого вещества варьируется от одного раствора к другому

Вода является таким превосходным растворителем, что редко встречается в природе. Не все вещества растворяются в воде. Большинство газов имеют очень низкую растворимость в воде.

Когда одно вещество растворяется в другое, происходит следующее:

  • Частицы растворенного вещества отделяются друг от друга
  • Частицы растворителя отделены друг от друга
  • Частицы растворенного вещества и растворителя притягивают друг друга

Растворитель растворяется, если притяжение между s-частицами масла и растворитель, достаточно сильны, чтобы конкурировать с растворенным веществом, растворенное вещество и растворитель, растворительные силы притяжения.
Вещества, которые легко растворяются в воде, имеют ионную или полярную ковалентную связь.

Они попадают в одну из следующих трех групп:

  1. группа ковалентных соединений, которые могут образовывать водородные связи с водой
  2. Полярные ковалентные молекулярные соединения, которые могут ионизировать
  3. Ионные соединения.

3 класс, 8 класс окружающий мир

Вода растворитель

Популярные темы сообщений

Описание компсогната: скелетная структура достигает длины 100см, весовая категория 2.5-3.5кг, бегает на двух ногах. Продолговатая черепная коробка прикреплена к очень подвижной шее. Челюсти маленькие, но с острыми зубами.

Мы привыкли к цифрам, которые называются арабскими. Называются они так, потому что впервые были обоснованны и напечатаны на арабском языке. Это несложно и не составляет проблем для понимания. В системе счисления эти же самые цифры будут

Матушка природа еще с давних времен была щедра к человеку. Многие даже не задумывались о том, сколько всего прекрасного нас окружает в этом мире. Благодаря природе мы можем любоваться прекрасными пейзажами,

Ссылка на основную публикацию
Черная кошка с желтыми глазами сонные
включайся в дискуссию Поделись с друзьями Древние египтяне считали котов с черной шерстью священными животными. В жестокую эпоху Средневековья черных...
Частое мочеиспускание у щенков причины
Поллакиурия — термин, обозначающий частое мочеиспускание у собак. Это явление может быть предвестником развивающегося заболевания, может сигнализировать о том, что...
Чау чау плюс форум
В Нижнем Новгороде прошла выставка собак всех пород ранга САС "Открытие Сезона - 2020". В этой выставке принимали участие и...
Черная кровь в конце месячных
Черные выделения после месячных являются широко распространенным явлением, с которым время от времени сталкивается практически каждая женщина. Однако многие представительницы...
Adblock detector